Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов

Автор: В.Ю. Баскаков

Анализ используемых в телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике методов показывает, что основные причины, заставляющие психологов-практиков, психотерапевтов обращаться к данным методам, могут быть сведены в следующие основные группы:
1) телесный опыт как необходимая составляющая человеческого существования, условие его полноты и цельности;
2) физическое здоровье человека как общий энергетический фон и предпосылка успешного решения личностных проблем;
3) тело как своеобразная «материализация» (воплощение) структуры личности и психологических проблем;
4) тело как канал и способ «аргументации» и воздействия на личность;
5) использование тела в целях самопознания, самовоспитания;
6) телесный опыт как средство формирования эзотерического сознания и эзотерической личности.

1. Телесный опыт как необходимая составляющая человеческого существования, условие его полноты и цельности

Телесный опыт в терминах опыт непосредственно-чувственного рассматривается рядом психологов-практиков как основа развития опыта субъективности, опыта, активно используемого человеком для достижения своих задач и целей. Этот опыт необходим для развития опыта ценностного и опыта рефлексии, для формирования опыта привычной активности, операционального опыта и опыта сотрудничества (А.К. Осницкий). Расширение непосредственно-чувственного опыта позволяет расширить и возможности опосредованного освоения действительности, расширить наши творческие возможности, возможности интуитивного, метафорического освоения окружающих нас обстоятельств. Кроме того, развитие непосредственно-чувственного опыта является одним из важнейших условий личностного развития и формирования субъективного отношения к своим возможностям и тем задачам, которые ставит перед нами окружение; позволяет расширить возможности нашего зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного, кинестетического восприятия, увереннее ориентироваться в самых разнообразных условиях.

Телесный опыт является своеобразным залогом конвенциональной картины человеческого существования (Ж. Пиаже, Б.Г. Кравцов). Зыбкость внутренней картины мира, отсутствие внутренней конвенциональности по причине смещения акцента в воспитании и обучении на вербально-логические формы и способы приводят к неоправданно лишним тратам энергии (и психической, и телесной) и, в конечном счете, — к астенизации психики.

2. Физическое здоровье человека как общий энергетический фон и предпосылка успешного решения личностных проблем

Успешность решения жизненных проблем человеком напрямую зависит от его общего физического состояния и энергетического потенциала. Пониженный энергетический потенциал, слабость или болезнь негативно влияют на способность решения проблем и на поиск путей выхода из конфликтов. Физиология как бы «заслоняет» психологические проблемы. Человек физически ощущает свою неспособность их решать.

Физические упражнения, приемы телесно-ориентированной психотехники, даже простейшие разминочные комплексы, упражнения «в раскрытии суставов и связок» повышают общий энергетический потенциал человека, создают предпосылки успешного решения личностных проблем. Высокой эффективностью обладают в этой связи традиционные психофизические упражнения, прямо апеллирующие к «энергетической структуре» человека – йога, тайцзицюань, цигун, тайцзи-цигун и пр. (3, 4, 6, 20). Возможен и способ повышения энергеики организма с опорой на т.н. «мышечное мизансценирование», когда, составив себе «рецепт» энергетического человека (интенсивное двигательное поведение; захватывающие широкие движения; сильная, немного покачивающая походка; расправленные назад плечи; наполненная грудная клетка и др.), можно поднять энергетику, но на время, т.к. происходит физическое истощение организма. Эффективность применения данного «рецепта» также сильно зависит от способности к перевоплощению.

Связь физической сферы, культуры тела с культурой психической деятельности и личностным ростом прослеживается во многих философских системах Востока (исихазм, даосизм, йога). Так, в традиционном Китае широкое распространение получают системы, имевшие общее наименование «гунфу» (в отечественной литературе чаще – «кунг-фу»). Являясь неотъемлемым составным элементом культуры психической деятельности, эти системы были теснейшим образом связаны с различными религиозно-философскими, социокультурными и политическими традициями и институтами старого Китая, выполняя разнообразные функции: психотерапевтические, оздоровительные, воспитательные (психопроведенческие), профилактические и т.д. (1, 2, 14).
Под термином «гунфу» (досл.: прилежание, работать, стараться) в контексте традиционной китайской культуры психической деятельности подразумевается любая деятельность человека, призванная содействовать его морально-психическому самоусовершенствованию и оптимизации его психологического, этического и физического и физического состояния в соответствии с предписаниями тех или иных учений, в рамках которых культивировалась эта практика (12). Движению (дун), работе, ориентированной на тело, в этих системах придавалось огромное значение.

3. Тело как своеобразная «материализация» (воплощение) структуры личности и психологических проблем

Признанным авторитетом в данном направлении «ориентированной на тело» виде психотерапии является Вильгельм Райх (18). Характер индивидуума, по мышлению Райха, выражается в его теле в виде мышечной ригидности или мускульного панциря, организованного в своеобразные «защитные сегменты». Расслабление («рассасывание») психологического и физического панциря в сочетании с аналитической работой способствует решению личностных проблем, совершенствованию человека.

Психологическая травма и даже незначительное физическое повреждение, по мнению Иды Рольф, создательницы метода структурной интеграции (или, в ее честь, — рольфинга), выражается в небольших, но постоянных изменениях тела. Сочетание рольфинга с той или иной формой психотерапии прекрасно помогает освободить психологические и эмоциональные блоки, способствует продвижению в других областях (18).

Многие техники гештальт-терапии ориентированы на расширение сознания собственного тела и способа дыхания. Подавление сознания, по мнению Перлза (17), — это процесс в большей степени механический, который проявляется при напряжении мускулов различных частей тела. Обнаружение «замороженных» в теле эмоций делает возможной реакцию на них, переживание подавленного опыта еще раз, но на этот раз до конца. Только тогда этот опыт перестает блокировать другие переживания и делает возможным их полное переживание (17).

4. Тело как способ «аргументации» и канал воздействия на личность

Телодвижения, жесты, мышечные зажимы, воплощая (материализуя) особенности структуры личности и психологических проблем, могут одновременно служить цели обратной связи, способом аргументации. Обращение к такому каналу воздействия на личность человека особенно показано в случаях когнитивных, вербальных «блокировок» и защит. Используемые в этом случае физические контакты психотерапевта с клиентом (напр., «контакты доверия – взять руки клиента в свои руки, положить руку на его руку, усадить его рядом и др.) способны не только разрушить барьер отчуждения между ними, но и снять некоторые из этих «блокировок». При этом, несомненно, необходимо учитывать индивидуальные, национально-культурные и половозрастные особенности телесной чувствительности человека.

Канал «телесной аргументации» особенно хорошо работает в случаях, когда отношения между людьми «зашумлены», искажены установками, предвзятыми мнениями и суждениями, излишне концептуализированы. Так, приемы телесно-ориентированной психотехники доказали свою эффективность в случаях психокоррекции межличностных внутрисемейных отношений.

5. Использование тела в целях самопознания и самовоспитания

Телесный опыт и телесная рефлексия представляют собой дополнительную «модальность» самопознания, модальность, не менее важную, чем остальные. В этом ключе рассматривается телесно-ориентированная практика в биоэнергетике, являющейся своеобразным «способом познания своей личности в терминах тела и его энергетических процессов» (19). Человек, ощупывая различные части собственного тела, тела партнера, совершая месте с партнером различные движения, толчки, шлепки, — обогащает собственное внутреннее содержание. Такого рода приемы, направленные на осознание себя и других более полно, принятие на себя, активно используются в психосинтетических методах работы с личностью. Психосинтез также исходит из концепции целостности, цельности человеческого существования (это, собственно, отражено в названии) и имеет в своем арсенале многочисленные приемы телесно-ориентированной психотерапии и психотехники.

Уже с XVII века известны системы физического воспитания, педагогики, основывающееся на психотехнических принципах.

Так, англичанин Джон Локк (XVII век) считал, что только двигательные упражнения и танец способны воспринимать мужественность и придать приятное чувство уверенности в себе.

И.М. Сеченов отмечал, что функционирование человеческого организма представляет собой единое целое и в этой связи различные физические упражнения оказывают влияние не только на отдельные группы мышц человека, но и на его душевные процессы (8). Основные положения другого теоретика физической культуры П.Ф. Лесгафта подчеркивают роль физического воспитания как необходимого средства формирования гармонично развитого человека. Такое гармоничное развитие должно основываться на единстве физических и духовных сил человека и происходить при ведущей роли сознания.

В середине 1920-х годов в различных странах развиваются идеи т.н. «самовоспитательного» направления. Исходным пунктом его было учение о единстве тела и души человека. Главная задача преподавателя в таком случае состояла в том, чтобы помочь человеку в его «стремлении к самовыражению». Считалось допустимым то, что ученики саамы выбирали учебный материал по физическому воспитанию.

Единство тела и души – базовый принцип восточных систем телесн-ориентированной психотехники. Любое движение в данной традиции – это гимнастика, «хореография ума» (одна из монографий так и называется – 16). Замедление движения, лучшая проработка его фрагмента, переход на уровень тонких, экстрасенсорных ощущений преследует прежде всего цель – подойти к рубежу, когда «внутреннее и внешнее едино». В таком случае вступают в силу одни, единые законы функционирования и жизни; познание, направленное на себя, оборачивается познанием Вселенной, макрокосма – и наоборот.

6. Телесный опыт как средство формирования эзотерического сознания и эзотерической личности

Анализ литературы по эзотерическим учениям (в том числе – практических руководств) выявляет почти обязательное обращение авторов к приемам двигательной (телесно-ориентированной) психотехники (5, 7, 9, 10 и др.). На первых этапах сознательного восхождения к высотам эзотерической личности, на этапе фальсифицирования привычной реальности и формирования другой, в такой же степени полноценной (не сна и не «майи» (13) телесные переживания способствуют выполнению этих задач, позволяют достигнуть непривычных, особых ощущений и состояний. Непривычность переживаемых ощущений рассматривается в этих практических руководствах в качестве своеобразного критерия успешности восхождения к высотам эзотерической личности (15). Замыкая, во-площая (от «в-плоть», «в-тепло») психическое в телесном, адепт разрушает привычную реальность, концентрирует сознание в теле, органах, через которые «проявляется у человека высшее духовное начало, когда человек приготовил себя к его восприятию с помощью переработки своих чувств и чувства, гармонизирующие с высшей духовностью» (10).

Отметим, что не только Востоку приписывается заслуга разработки приемов телесно-ориентированной психотехники, нацеленных на формирование эзотерического сознания. Примеры религиозной «хореи» в истории нашей православной церкви – яркий тому пример.

Подводя итог обобщению существующих в области телесно-ориентированной психотерапии и психотехники подходов, следует признать ситуацию, сложившуюся в данной области, как парадоксальную. Расслоив непосредственно-чувственный и опосредованный, вербально-логический опыт, отдав в воспитании и обучении приоритет второму виду опыта, Общество, Культура, наконец, мы с Вами пытаемся осуществить «возврат к телу», и через это – достичь целостности, цельности. Но ситуация отчасти трагична, ибо, говоря словами известного философа, — «ни мы не можем отождествить себя с телом или духом, ни противопоставить себя тому или другому в отдельности» (11).

Литература

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск, 1983.
2. Абаев Н.В., Лепехов С.Ю., Нестеркин С.П. О некоторых принципах психофизической подготовки к экстремальным условиям деятельности в традиционном Китае. – XVII научная конференция «Общество и государство в Китае», ч. 1. М., 1986, с. 167-172.
3. Баскаков В.Ю. О сопоставимости понятий «стеничность» и «внутренняя энергия» в западной и восточной медицине. – XX научная конференция «Общество и государство в Китае», ч.1. М., 1989, с. 123-124.
4. Баскаков В.Ю. Основы двигательной психотехники. // Отчет. Межведомственный центр наук о человеке при Президиуме АН СССР/1989 г.
5. Дю-Прель К. Философия мистики/С.-Петербург, 1895.
6. Елисеев В.А. Психическая активность и психосоматические соотношения в традиционных воззрениях китайской народной медицины//Активность и жизненная позиция личности. – ИП АН СССР, М., 1988, с. 186-201.
7. Коновалов Д.Г. Религиозный экстаз в русском мистическом сектанстве. Ч. 1, вып.1, Сергие Посад, 1908.
8. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта/Пер. с венгерского//Под ред. В.В. Столбова, М.. 1982, с. 399.
9. Лиханов А.А. Скрижали мага. Петроград, 1914-1915.
10. Лодыженский М.В. Сверхсознание и пути к его достижению. С.-Петербург, 1912, Изд. 2-е.
11. Малявин В.В. Чжуан-цзы. М., 1985.
12. Поршнева Е.Б. О месте «гунфу» в народной сектанской традиции (на материале буддийских сект). Сб. Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1986.
13. Розин В.И. Культура и психическое развитие человека.//Вопросы психологии. № 3-88.
14. Синицкий Г.С. Воинское искусство даосской ориентации как фактор социализации в китайском обществе//XVI научная конференция «Общество и государство в Китае»/Тезисы докладов. Ч. 1, М., 1985, с. 91-96.
15. Суоми Вивекананда. Философия Йога. С.-Петербург, 1912.
16. Da Liu T’ai-ki k’iuan and I-ching: a choreography of body and mind. New-York, 1972/
17. Doctor T. Taiji: meditacja w ruchu. Warszawa, 1988.
18. Fadiman, J., Frager, R. Pesonaliti and Personal Growth. New-York, London, 1976/
19. Lowen, A., Lowen, L. The Way to Vibrant Health. New-York.
20. Maisel, E. Tai Chi for Health. N.-Y., 1972.

Источник: http://tanatoterra.com/index.php?art=60