Этим летом закончилась наша двухгодичная Программа по подготовке танатотерапевтов. Что и говорить — танатотерапия, метод телесно-ориентированной психотерапии, предложенный Владимиром Баскаковым, — метод очень глубокий, хотя с первого взгляда всё весьма просто: всего четыре легковыполняемых позиции. Глубина начинается потом. В ходе самого процесса. И эта глубина вызывает восхищение.
И в то же время я уже второй год как занимаюсь японским танцем буто. Очень необычный танец. Необычная форма, совсем непривычная нашему, привыкшему к изяществу, восприятию. Но за этой непривычной формой скрывается ещё и довольно глубокое содержание. Как и в танатотерапии. Поэтому и сравниваю, объединяю их вместе, поэтому и хочу нащупать сходства и различия. Ибо обе формы — об одном и том же. Но только с разных сторон.
Итак, начну с технических моментов. А именно с того, как проходят процессы в нашей психике. Как что запускается. (Сразу оговорюсь для тех, кто, возможно, не согласится с предложенной классификацией: просто отнеситесь к ней как к гипотезе.)
У всех нас есть такие известные «вещи», как чувства, эмоции, мысли и действия. Такие вот составляющие нашей жизни. И здесь чувства — это нечто, чему и объяснения-то подобрать невозможно. Понятно, что «чувство голода» вовсе не «чувство» как таковое, а некое состояние. Как и «чувство того, что я простыл», например, или «чувство меры»… Это всё разное, просто слово одинаковое используется. Потому что «чувство» — это нечто, что приходит откуда-то изнутри, а поэтому у нас нет для него названия. «Я что-то чувствую» — вот оно, чувство. Что именно, я не понимаю ещё. И потом это «непонятное» начинает вызывать во мне эмоцию — либо это страх, либо я печалюсь, либо я начинаю гневаться или радоваться. Чувство влечёт эмоцию. А дальше ещё интереснее: эмоция влечёт за собой мысль. Да, мы думаем после эмоции — даже когда совсем не осознаём этого! А когда мы подумали — что происходит? Да, правильно: мы делаем. Или не делаем. Но всё равно — мы действуем, так или иначе действуем во внешнем мире. Потому что мысль влечёт за собой действие. А действие выражается в движении. И совсем не важно, лежим ли мы расслабившись или идём, или танцуем. Действие всё равно произойдет. Ведь именно действием мы воплощаем в жизнь наши мысли и идеи. Вот такая цепочка, такая последовательность: от невыразимого — в выразимому, воплощённому. Давайте запомним её: чувство — эмоция — мысль — действие.
А вот теперь то, что я называю чудесами. Которые происходят как во время сеансов танатотерапии, так и во время танца буто.
При танатотерапии происходит расслабление тела (нашего основного и единственного инструмента делания в этом мире). Расслабление (тоже как действие, делание!) запускает мысли, которые сначала прямо-таки роятся в нашей голове. Даже порой расслабится-то не дают — всё время как-то передёргивает (снова делание, действие!). Но потом отпускает. Расслабление идёт глубже — мысли стихают и открывается дорожка к эмоциям. И мы начинаем «чувствовать эмоции», которые также «бурлят» в нас. Потом стихает и это — и мы входим… в Чувство. В этот безбрежный океан «непонятно-чего». Мы начинаем чувствовать. Мы начинаем жить — уже там, «по ту сторону» (если «этой» стороной считать наш проявляемый в действиях мир). Это другая сторона этой цепочки. Мы входим «туда» — и там находятся решения наших вопросов. И мы начинаем «вытягивать» их «оттуда — сюда» — и снова включаются эмоции, мысли — и вот мы уже с готовым решением — действуем (после сессии, конечно, а может, и после нескольких — тут уже всё индивидуально). Опс! решение найдено! А всего-то нужно запустить процесс — эту цепочку — в обратную сторону! Через «обратное делание» — через расслабление — как своеобразной антитезе движению.
А вот теперь этот же процесс с позиций буто. Мы начинаем двигаться — двигаться необычно, неспицифично нашей повседневной манере — чем запускаем, да, мысли. Мысли тоже не обычные, не тот внутренний диалог, который постоянно с нами и который предохраняет нас от чего-то, может, и травмирующего. Поэтому именно эти «странные» движения могут запустить нешаблонные мысли. Также, как и расслабление в танатотерапии (для нас это естественный процесс, но не постоянный, не шаблонный). Дальше мы также направляемся по этой цепочке «назад»: мысли запускают эмоции, а эмоции приводят нас к чувствам. И вот танцор буто уже танцует… свои чувства! Змея кусает себя за хвост — соединяется движение (действие) и чувство. И если танец происходит не на сцене (а подчас и там!), а в кругу таких же ищущих, то в танцоре что-то меняется — меняется он сам — ведь какие-то его «проблемы» могли разрешиться вот этим путешествием по цепочке «туда».
И тут нужно оговориться, что, конечно же, и в других формах движения (тайцзы, например, или методе аутентичного движения) происходит подобное. Буто просто своей очень необычной формой исполнения сразу запускает этот процесс — потому что минуются все социально-принимаемые «красивые» телодвижения (потому и метод аутентичного движения долог и требует Свидетеля — чтоб процесс шёл плавно и танцующий мог опираться на свидетельствующего). В буто сам танцор себе Свидетель. Сразу. Но это требует определённой внутренней готовности и внутреннего умения — поэтому буто и не всем подходит.
Вот в этом я и вижу сходство методов. При всей их внешней разности. И они оба, по-моему, всё же могут считаться «иньскими» — потому что очень мягки и «гомеопатичны» в отличие от «жестких» техник вроде боевых искусств или традиционных танцев. В японском языке даже слово такое есть, которое и обозначает мягкость, присущую буто.
И напоследок ещё пара замечаний (от слова «я заметил») по буто и танатотерапии.
Получается, что буто (если его использовать как психотерапевтическую практику), как и танатотерапия, работает, по большей части, именно целостно — то есть со всей «телопсихикой», а не с отдельными «запросами». Конечно, в процессе терапии (то есть помощи, заботы) могут решиться и какие-то отдельные запросы (разводиться или нет, например), но так или иначе происходит некая перенастройка всего организма, а не отдельных «неправильных» его частей.
Более того, буто, поскольку это «танец смерти» (танец тени), в отличие от, например, аутентичного движения, сразу приводит человека к «переходу», к «инаковости». Просто по-другому буто не станцуешь. В аутентичном же движении много чего выходит наружу, но этого состояния одновременного «и там — и здесь», этой глубины процесса и того, что видится людям, как неприятное, тёмное, страшное, нечеловеческое, там всё же нет. А вот буто тем и интересно, и тем и терапевтично, что в силу «странности» самого танца на свет вытаскиваются очень «странные» паттерны — они глубоки, и выудить их обычными психотерапевтическими методами подчас очень сложно. Но интересно, что как раз именно это и даёт очень сильное заземление (да! танцор буто очень хорошо заземлён!), что отпускает контроль, и далее ведёт по цепочке к чувствам.
В этом маленьком эссе я постарался выразить ту идею, которая меня интересует и направляет в изучении этих двух методов работы с телом. Изучение не останавливается, и я иду по этой цепочке «чувство — действие» дальше. Это путешествие Туда и Обратно. К неведомой Золотой горе — к тайникам самого себя, и к Дому — снова самому себе настоящему.
Чего и вам желаю!
© Максим Свиридов
психолог, танатотерапевт, танцор буто