Что для меня танатотерапия

Знакомство

Знакомство с танатотерапией для меня началось несколько неожиданно. Хотя я знал Владимира Баскакова (автора метода) давно, ещё со времён обучения гештальт-методу — знал, преимущественно, через Марину, его жену, и мы пересекались, здоровались, я даже вопросы ему задавал какие-то, приходил на семинары, которые он проводил для гештальт-терапевтов. Но как-то вот особенного интереса не возникало. Ну, расслабление, ну, смерть — и что тут такого? Известные же вещи…

И вот как-то раз, и уже будучи в гештальт-терапии, я ещё раз начал пересматривать свои ранние мечты о работе с телом. Я давно мечтал свой интерес к работе с телом и движением сформировать как-то в русле психотерапии. Были попытки — посещение классов Александра Гиршона и других, даже проведение своего «движенческого» тренинга, — но эти попытки были какие-то не очень серьёзные: я плохо понимал, зачем и чего же именно я хочу. И вот захотелось с этим разобраться как-то уже более подробно — зря что ли так долго мечтаю! И тут попалась на глаза информация с очередным семинаром Владимира по психотехнике (ой, новое слово). А так как я уже знал, что Баскаков занимается телесно-ориентированной психотерапией, то дай, думаю, пойду и посмотрю, как он к этому подходит. И пошёл на «Телесную психотехнику». И неожиданно мне понравилось. Понравился тот подход, который Владимир демонстрировал в работе с телом, я тогда это называл «телеской» (кстати, давно уже не употребляю это слово, ибо оно действительно носит какой-то уничижительный характер, даже как-то обесценивая всю ту работу с телом, что многие люди многие года проводили, изменилось и отношение к людям, использующим это слово: похоже, они либо не ощущают этот контекст из-за потери чуткости, либо просто пренебрежительно относятся к телу и работе с ним, — в общем, от настоящих профессионалов я не слышал о «телеске»). Понравился подход, понравился первый семинар — и я пошёл на следующий. И прошел все семинары по психотехнике. И неожиданно (да, что-то уж много неожиданного для меня в те времена было!) пошёл дальше — в танатотерапию. Харизма Баскакова? Не знаю. Хотя в харизме Владимиру не откажешь! И отчасти она повлияла, конечно, на моё решение идти дальше, в танатотерапию. Но было и что-то бОльшее! Нечто, что лежит за пределами объяснимого…

Итак, что же всё-таки такое, эта «танатотерапия»? Что меня в ней так привлекает?

Метод

Название у метода, и правда, пугающее… Танато-терапия — «терапия смертью», «смертельная терапия» — так? Отнюдь! Помните мифологию? Там были такие Гипнос, Эрос и Танатос. Так вот, Гипнос — спит, Эрос — трахается, а Танатос… нет, не умирает, он расслабляется! А уметь правильно расслабиться — расслабить тело — это целое искусство. Даже древние йоги годами учились этому искусству: всё их асаны, требующие растяжки и выносливости, были созданы, похоже, лишь для одного — правильно выполнить одну-единственную позу — «шавасану» — «позу трупа» — позу максимального расслабления. Абсолютно расслабиться мы сможем только в момент смерти, когда уходит контроль мозга за мышечной работой, но максимально расслабиться возможно и при жизни. Вот вам одно из качеств танатотерапии: максимальное расслабление. Но расслабление — зачем? Когда можно, например, просто поспать… К тому же уж очень стойкой оказывается эта связь со смертью в названии метода. И тут как раз возникает ещё момент: когда мы максимально расслабляемся, мы начинаем отпускать себя и соприкасаться с тем «нечто», что лежит где-то глубоко в нас. Мы начинаем куда-то «переходить», и это чувство может быть захватывающим или даже пугающим. Можно сказать, что мы как бы «умираем» для чего-то обычного, знакомого, и переходим в мир неведомого, мир Танатоса — ведь и смерть можно охарактеризовать как момент перехода — из одного состояния в другое. Но, опять тот же вопрос: что нам в этой смерти, хоть и символической!? Зачем это нужно!?..

Мы привыкли задавать вопросы. Мы привыкли жить головой. Рационально. Логично. «Чтоб всё понятно было». И всё непонятное — нас пугает, мы изгоняем это из своей жизни. «Этого не должно быть!» Но в жизни постоянно что-то случается. Что-то приносит боль. Что-то было в детстве. Когда-то было страдание. И мы начинаем изгонять это из своей жизни — нам этого не нужно, это не входит в наши планы! Мы должны выглядеть хорошо, а все эти случаи не дают нам так выглядеть, так себя чувствовать, быть такими! Почему-то что-то, что случилось очень-очень давно, не даёт нам покоя. Оно спряталось там, где-то внутри нас, иногда не болит, а иногда нам невыносимо больно, особенно при каких-то обстоятельствах жизни. И мы приходим к пониманию и решению, что нужно с этим что-то делать, это не даёт нам двигаться вперёд. И тут у кого-то появляется друг на кухне, у кого-то стакан и бутылка, а кто-то решается прийти к психологу.

Кто-то приходит к телесно-ориентированному психотерапевту. Допустим, к танатотерапевту. Который просит удобно лечь и просто расслабиться. Но, как оказывается, «не всё так просто». Вот тут и начинает открываться тайна, вот тут и начинается ответ на вопрос выше: «Зачем?»

Соприкосновение с неведомым

Мы ложимся и расслабляемся. Ага, попробуйте-ка расслабиться — вот так прям сразу. Очень велика вероятность, что не получится. Что-то начинает дёргаться или давить или тянуть. Иногда «просто расслабиться» так неудобно! Но вот потихоньку проходит и это. Тело начинает обмякать и становиться тяжёлым. Пальчики холодеют. Бывает, что даже и челюсть «отваливается». Это — в самом хорошем варианте расслабления. Добиться такого удается не сразу. Обычно трудно расслабить лицо и даже закрытые глаза, а кто-то начинает судорожно «держаться за землю» руками. Почему? А потому что это контроль, мы привыкли постоянно себя и мир контролировать. Потому что без контроля страшно! Контроль идёт «из головы». «А вдруг что произойдет?» и «Что именно сейчас произойдёт?» — мы пытаемся повлиять на ситуацию, предугадать её. Ведь контроль — это потеря доверия. К людям, к ситуации, к жизни в целом, да и к себе тоже. И вот первый урок танатотерапии: восстановление доверия. Доверия больше — тело расслаблено лучше. Ведь доверие помогает нам быть как бы внутри ситуации — и в то же время каким-то чудесным образом управлять ею, не управляя! То, чего мы так хотим добиться с помощью контроля. Такого активного, жёсткого, «янского» подхода (помните китайские Инь и Ян?). В доверии же больше «иньского», мягкого, текучего. И это мягкое и текучее гораздо лучше помогает нам быть осознанными в ситуации. А чем больше мы осознаны — тем больше нам становится видно и доступно, тем больше мы включаемся в жизнь, тем лучше мы преодолеваем всё её невзгоды и радости. А всего-то — расслабиться и довериться!

Ну вот, мы расслабились, мы отпустили «голову», мы перестали быть зависимыми от контроля. И теперь мы можем обратить внимание на своё дыхание. Интересно, как мы дышим. Понаблюдайте-ка. Кто-то дышит только грудью. Кто-то только животом. А кто-то вообще почти не дышит — такое вот поверхностное дыхание. И здесь танатотерапевт может прийти к нам на помощь: помочь нам правильно раздышаться. Чтобы дыхание в конечном итоге было равномерным и волнообразным — грудью и животом. И такое дыхание поможет нам расслабиться ещё больше, даже «заземлиться» (как говорят телесные психологи) — и открыть нам доступ ещё к одной части себя: своим чувствам. Второй урок танатотерапии: открытие доступа к чувствам, к своему «внутреннему миру», к тому «неведомому», что таится в нас и порой даже, может, пугает нас (именно от чувств мы частенько и «сбегаем в голову»). И благодаря тому, что «заземление» происходит медленно и плавно, снова «по-иньски», к своим чувствам мы приходим тоже плавно и почти незаметно. Поэтому это не разрушает нас. Придя к своим чувствам, мы приходим к самим себе, настоящим. Ведь жизнь — настоящая жизнь — происходит именно там, а не в наших логических построениях насчёт этой жизни. Именно в области эмоций и чувств мы можем найти ответы на все наши вопросы. И эти ответы находятся! У кого-то возникают «на внутреннем экране» картинки-ответы, кто-то просто чувствует, что что-то «отлегло», а кто-то вдруг просто ясно понимает, что вопрос решён.

«А можно ли прийти к этому без танатотерапевта?» — такой резонный вопрос. В принципе, да, можно. Однако, без привычки (а мы все без привычки, мы же не тибетские ламы с многолетним стажем медитации) добраться до этого очень трудно. Уйдут годы и годы. А танатотерапевт помогает нам расслабиться, отпустить контроль, продышаться, найти свой путь к чувствам и разуму, — словом, танатотерапевт создаёт нам все условия, в которых мы можем безопасно развиваться, идти к поиску и решению своих проблем.

«А можно ли прийти к этому путём обычной (разговорной) психотерапии?» — и такой вопрос есть. И снова ответ: да, можно. Просто через тело это легче и быстрее, чем через вербальные техники — ведь в них так или иначе работает «голова» и поэтому очень велик риск рационализации полученного опыта. Именно поэтому в танатотерапии обычно ничего не обсуждают ни во время, ни после сеанса — пускай человек сам переварит то, что к нему пришло.

Отличия

Вот таким образом — плавно и мягко, «по-иньски», почти незаметно — и происходит психотерапия в этом методе. Ведь танатотерапевт, в отличие от, например, остеопата, не «работает с мышцами и связками», он работает напрямую с нашим внутренним миром, психикой, используя при этом самый близкий нам «инструмент» — наше тело. И он в нём ничего не меняет, не правит, но при этом тело правит себя само — могут уйти какие-то боли или «телесные зажимы», не говоря уж о решении обычных «психологических проблем». Именно поэтому я хотел бы обратить внимание, что танатотерапия — это отнюдь не какая-то «чертовщинка с закапыванием в землю», и даже не «метод правки тела», но это метод психотерапии, телесной ПСИХОтерапии. Давайте назовём это «третьим уроком танатотерапии».

Максим Свиридов
психолог, танатотерапевт

Впервые статья была опубликована в моих блогах на LiveJournal и Blogger.


Записаться ко мне на консультацию можно прямо здесь:

[wpforms id=»20″]

А также по e-mail: maxim@danceagle.ru
Или по телефону: +7 (916) 131-15-18